• - более 10 000 воспитанников
  • - 16 лет успешного преподавания
  • - авторская программа обучения
 
Четверг, 01 Октябрь 2015 18:17

Лечебная физкультура для детей: развенчивание мифов


Лечебная физкультура (ЛФК), как терапевтическое и профилактическое средство, пользовалась популярностью на протяжении всей истории человечества. Дыхательная гимнастика индийских йогов, упражнения на растяжку, описанные  в древних китайских книгах, массажи и занятия, собранные греческими и римскими докторами в трактатах – все это примеры лечебной физкультуры. Свою актуальность метод сохраняет и в наши дни. Педиатры в обязательном порядке рекомендуют родителям отдавать ребенка на занятия гимнастикой, плаванием и другими видами спорта. Однако несмотря на огромное количество информации в интернете и других источниках, существует много стереотипов о пользе и необходимости лечебной физкультуры. В этом материале мы развенчаем основные мифы и расскажем о пользе ЛФК для детей.  


Миф 1. ЛФК необходима только для лечения

Среди многих родителей существует стереотип, что лечебная физкультура (ЛФК) необходима только в случае обнаружения у ребенка ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата. Частично такое утверждение верно. При лечении разных видов искривления позвоночника, плоскостопия, а также при разработке подвижности суставов после переломов эффективно применение лечебной физкультуры. Тем не менее, педиатры назначают ЛФК и для здоровых деток. И вот почему. ЛФК отвечает за полноценное физическое развитие ребенка. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем здоровее он будет. Любой врач скажет: профилактика заболеваний намного проще, чем их лечение. Например, выполняя с ребенком несложные упражнения на развития мышц стопы, можно избежать плоскостопия. Кроме того, ЛФК способствует развитию координации движений, правильному формированию позвоночника, развитию рефлексов, поддержанию аппетита и нормального режима сна, укреплению нервной системы.

Существует много форм ЛФК, которые подходят для применения детьми любого возраста. Речь идет об утренней гимнастике, массаже, ходьбе, спортивных играх и даже туризме. Для малышей наиболее приемлемая форма ЛФК – игра, особенно на свежем воздухе. Отличие ЛФК от других физических нагрузок заключается в использовании естественных факторов природы. Отсюда рекомендации совершать прогулки босиком. У малышей практически не развиты мышцы стоп. В процессе взросления ребенок сначала учится сгибать и разгибать пальчики, потом начинает ползать, пробует стать на ножки и сделать первые шаги. Все это – тренировка мышц стоп, которая совершается детьми неосознанно. Чтобы направить физическую активность ребенка в правильное русло, можно предложить ему поиграть босиком на траве или песчаном пляже. Фактурные поверхности, такие как трава, песок, мелкие камешки, станут отличным стимулятором для связок и мышц. При ходьбе ребенок будет рефлекторно сжимать стопы и тем самым тренировать мышцы. Для детей постарше подойдут игровые виды спорта.


Миф 2. Дети и без того подвижны, они не нуждаются в дополнительной физической нагрузке

Действительно, детям свойственно быть активными, иногда даже чересчур. Они бегают, прыгают, играют – и так каждый день. Но такая активность быстро проходит. Когда ребенок начинает ходить в школу, времени на прогулки во дворе и активные игры остается все меньше. Согласно исследованиям, более 80 % дневного времени большинство школьников проводят в сидячем положении – за школьной партой, дома за компьютером, за кухонным столом или просто сидя на диване! Всего лишь треть украинской молодежи занимается спортом несколько раз в неделю и только 17 % - ежедневно имеют физические нагрузки. А ведь при недостаточной двигательной активности у детей нарушаются обменные процессы, что приводит к ряду заболеваний. Потому даже если у вас растет маленький пропеллер, важно отводить время на занятия рекомендованными упражнениями. Подобрать их поможет педиатр, исходя из состояния здоровья и развития ребенка. В отличие от самостоятельной физической активности ребенка, упражнения ЛФК будут направлены на предотвращение заболеваний, к которым есть расположенность. Правильные мышечные нагрузки будут способствовать усилению обменных процессов в организме, способствовать росту и гармоничному развитию.     


Миф 3. ЛФК отвечает только за физическое развитие ребенка

Учеными было доказано, что регулярные занятия физкультурой положительно влияют на умственное развитие детей. Профессор американского университета, расположенного в штате Иллинойс, Чарльз Хиллман опубликовал в журнале Pediatrics результаты исследований, согласно которым дети, которые занимались физкультурой после школьных занятий не менее часа в день, отличались более высоким интеллектуальным уровнем. Они имели лучшую память, были более склонны успешно бороться с отвлекающими раздражителями и обладали лучшей способностью переключаться между когнитивными заданиями по сравнению с ровесниками, которые занимались физкультурой реже или не занимались вообще. Еще одно исследование выявило, что всего лишь 20 минут физических упражнений в день могут оказывать стимулирующее воздействие на академическую успеваемость среди детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Этим психологическим расстройством страдают в среднем до 5 % деток – т.е. минимум по одному ребенку в каждом классе.

Кроме интеллектуального развития ЛФК отвечает за развитие социальных навыков и адаптацию ребенка в обществе. Дети сталкиваются с первыми в своей жизни задачами, которые необходимо самостоятельно решить: научиться отжиматься, сделать большее количество упражнений и тем самым повысить свой результат и т.д. С точки зрения психологии у ребенка во время занятий физкультурой закладывается алгоритм, который он впоследствии будет использовать для решения любых жизненных задач. Также занятия ЛФК способствуют повышению самооценки, формированию лидерских качеств, повышению выносливости.

Подростки, которые занимаются физкультурой, менее подвержены стрессам. Во-первых, сталкиваясь с конструктивной критикой со стороны тренеров, дети учатся не закрываться, а использовать советы себе на пользу. Такой опыт в будущем будет экстраполирован ими на другие ситуации, и критика не будет восприниматься как стрессовый фактор. Кроме того, занятия физкультурой и спортом сопряжены с травмами. Падений и ушибов не стоит бояться – так  ребенок учится закаляться как в физическом, так и в психологическом планах. Такой метод использовали еще в древней Японии: мамы будущих самураев укладывали детей в колыбель, привязанную к потолку. Родители должны были раскачивать колыбель так сильно, чтобы она ударялась о стену. Ребенок чувствовал каждый удар, и со временем учился группироваться и блокировать страх.


Совет психолога. Как привлечь ребенка к занятиям спортом

Недавно журнал Medicine & Science in Sports & Exercise обнародовал исследования психологов, согласно которым после 11-12 лет дети резко прекращают заниматься спортом. Физическая активность детей в этом возрасте снижается почти в два раза! Чтобы физкультура стала неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, психологи советуют родителям как можно раньше отдавать детей на занятия. Таким образом, с самого раннего детства ребенок будет воспринимать себя как человека, постоянно увлеченного спортом.

Читайте также: С какого возраста стоит отдавать ребенка в спортивную секцию
Хотите оставить отзыв о Студии?