Понедельник, 18 Ноябрь 2013 21:57

Гиперактивные дети

Кто такие - гиперактивные дети? Какие есть признаки гиперактивности? Как и чем можно помочь гиперактивному ребенку?

В последние годы все чаще и чаще на прием к психологу обращаются мамы, деткам которых поставлен диагноз «гиперактивность». С одной стороны, пассивность малыша – это тоже тревожный признак. Детки должны быть шумными, активными, подвижными. 

Вспоминается песня из советского мультфильма: «Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать. А иначе он взорвется: Трах-бабах! И нет его…» Но все хорошо в меру, когда нет приставки «гипер». Чем гиперактивные малыши отличаются от своих активных сверстников? 

 

 

Что думает психолог о гиперактивности

Признаки гиперактивности. Как и чем можно помочь гиперактивному ребенку?

В последние годы все чаще и чаще на прием к психологу обращаются мамы, деткам которых поставлен диагноз «гиперактивность». С одной стороны, пассивность малыша – это тоже тревожный признак. Детки должны быть шумными, активными, подвижными. Вспоминается песня из советского мультфильма: «Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать. А иначе он взорвется: Трах-бабах! И нет его…» Но все хорошо в меру, когда нет приставки «гипер». Чем гиперактивные малыши отличаются от своих активных сверстников? 

 

1. Они постоянно активны. Если просто активные малыши с интересом могут почитать книжку, полепить или порисовать, то гиперактивный малыш не может долгое время сосредоточится на одном задании, тем более, если оно требует усидчивости на одном месте. 

2. Их движения носят хаотичный, нецелесообразный характер. Кроме того, они постоянно что-то разбивают, ударяются, опрокидывают.

3. Их активность одинакова как дома, так и в незнакомых местах, где естественная активность обычно снижается. И гиперактивные детки просто не могут вести себя иначе. Даже если их наказывают или стараются уговорить. 

Зачастую вместе с гиперактивностью ставят также диагноз «синдром дефицита внимания» или «СДВГ». Тогда к уже перечисленному добавляются:

1. Невозможность концентрироваться на какой-либо задаче.

2. Трудности в восприятии обращенной к нему речи

3. Невозможность доводить начатое дело до конца и пр. 


Достоверных данных о точных причинах возникновения СДВГ не существует. Часть исследований говорит о врожденных или даже наследственных факторах, часть приписывает это неблагоприятному течению беременности и родам, часть – последствиям перенесенных заболеваний и психотравм, и есть доля авторов, выделяющих в качестве первопричины нарушения в воспитании. На мой взгляд, истина где-то посередине. Если не сказать иначе: на мой взгляд, все они правы. Но дело не в том, что произошло. А дело в том, как малыш и его мама перенесли неблагоприятную ситуацию. 

Давайте попытаемся понять, какое эмоциональное состояние является преобладающим у гиперактивного ребенка?

Вспомните все описанные мною признаки и попытайтесь представить, когда Вы ведете себя также? Например, когда на Вас кричит начальник? Не возникает ли сложность в концентрации внимания, невозможность сосредоточится, неуклюжесть в движениях? Не хватаетесь ли Вы то за одно, то за другое, пытаясь найти нужный Вам предмет? Конечно, так реагируют не все и не всегда, но думаю понятно, что описанный человек испытывает тревогу. Так вот и гиперактивность можно заменить на гипертревожность. Такие детки очень сильно тревожатся по маломальскому поводу, плохо спят, плаксивы.

А если попытаться проанализировать: что лежит в основе тревоги? На самом деле не страх, как многие считают. Страх всегда предметен. Мы можем с уверенностью сказать, чего боимся. Тревога же в большинстве своем ни на кого не направлена. Тревога – это верхушка айсберга с названием «негативные чувства». Ведь тревожиться в описанной ситуации станет только тот, кто не сможет спокойно отреагировать на замечание начальства. Человек с умением выражать свое недовольство начнет отстаивать свою позицию, если он прав, либо спокойно примет критику руководства. Либо, в конце концов, не станет работать там, где на него беспричинно кричат. Но только человек, не умеющий осознавать и выражать свои негативные чувства, склонен к переживанию постоянной тревоги.

А теперь вернемся к гиперактивным деткам. Это те детки, внутри которых очень много негативных чувств, которые они не могу выразить. Это может быть связано с ошибками в воспитании. Если ребенку не дают выразить имеющееся у него несогласие, если воспитание построено на страхе, авторитаризме, наказании, то негативные чувства копятся. Напомним, что чувства сопровождаются соответствующими телесными ощущениями. Негативные заставляют тело сжиматься и напрягаться. А вспомните, что происходит с сильно напряженной мышцей? В критический момент - судорога и сброс этого напряжения. Так вот фактически через чрезмерную подвижность детки сбрасывают то напряжение, которое они копят в связи с чем-либо. К переизбытку тех же самых негативных чувств приводит и какая-либо болезнь или травма. А если еще и мама склонна к тревоге, то этим лишь усиливает негативные переживания малыша. 

А дальше ситуация развивается по замкнутому кругу. Чем активнее малыш, тем больше упреков и критики он слышит в свой адрес. Это привод к еще большему переполнению его кувшина чувств всякими обидами, страхами, раздражениями и злостью. И тем сильнее нужна активность, чтобы это напряжение сбросить. А критики становится все больше. Подключаются еще воспитатели и учителя. Увы, круг замыкается…
 

Читайте также: Студия Серебрянских – надежные руки для физического развития Вашего ребенка!

Что делать? если Ваш ребенок чрезмерно активен?


1. Обратитесь к невропатологу, прежде чем ругать его за нерасторопность, капризность, и избалованность. Необходимо установить: не является ли все это последствиями гиперактивности?

2. Необходимо задуматься: что заставляет моего ребенка испытывать негативные эмоции? Перенесенная травма? Мое воспитание? 

3. Если самостоятельно найти причину не удается, обращайтесь за консультацией к психологу, чтобы он помог найти ответ.

4. Работайте над устранением причины. Если это травмы, то необходимо помогать ребенку избавится от страха и гнева, полученного в те моменты. Здесь, в зависимости от возраста, подойдут арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, телесные упражнения.

5. Проводите профилактику негативный эмоций. Для этого необходимо как можно больше телесных упражнений, имитирующий гнев и страх. Также необходимо, чтобы у ребенка была возможность для двигательной активности без ограничений. Например, место, где он мог бы бегать, лазить, пинать и пр.

6. Обязательно работать с телом малыша. Помните, в нем живет очень много негативных чувств. Если Вам не знакомы основные навыки, как через телесный контакт успокоить малыша, то обратитесь на консультацию к специалисту. В этом плане, идеальной является телесно-ориентированные терапевты. 

Но главное помните, что эти деки нуждаются в гораздо большем понимании и терпении со стороны близких. Без Вашей поддержки и уверенности в том, что с ним все будет хорошо, ему будет крайне сложно решить эту проблему. А без проявлений Вашей любви и безусловного его принятия – просто невозможно. 
 
Полезно для твоего ребенка: Дневник питания и спорта Premium
Хотите оставить отзыв о Студии?