• - более 12 000 воспитанников
  • - 18 лет успешного преподавания
  • - авторская программа обучения
 
Четверг, 26 Декабрь 2013 19:18

Зарядка для памяти

Умных людей с плохой памятью не бывает. Вот почему так важно ее тренировать. Причем делать это нужно чуть ли не с рождения.


Ученые и педагоги утверждают: память у детей можно и нужно развивать. Мозг ребенка растет, к 7 годам, когда этот процесс частично завершится, сын или дочка способны узнать и запомнить огромный массив информации. Причем, чем больше малыш будет заучивать, тем легче ему будет это даваться. И тем легче ему будет потом — сначала в школе, потом в вузе.

 

С пеленок

 

Уже к трем-четырем месяцам младенец может сохранять в памяти значимые для него образы. А к полугоду способен узнавать лица, предметы, у него появляются первые страхи. Например, может заплакать, увидев человека в белом халате, потому что когда-то тот сделал ему больно во время осмотра или процедур.

 

 

ЗАДАЧКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Разговаривайте с малышом с самого рождения. Пойте песенки, рассказывайте об окружающих предметах. Каждый раз, отправляясь в гости или на прогулку, постарайтесь привлечь внимание крохи к какому-нибудь новому объекту. Расскажите о нем, покажите, как он двигается, сымитируйте звук, который он издает("Это качели, они качаются, видишь, вот так, и поскрипывают — скрип-скрип"), дайте его потрогать. С 7-месячным ребенком уже можно поиграть в прятки: покажите игрушку, а потом положите ее под лежащую перед ним подушку и попросите найти. В 8 месяцев давайте ему рассматривать картинки в книжках, в 9 — играйте в пальчиковые игры.

Читайте также: Подвижные игры для детей


1-3 года

 

В этом возрасте активно развивается двигательная память: малыш отлично запоминает различные движения и действия и стремится их воспроизводить. С ним можно и нужно танцевать, играть в подвижные игры, рисовать, лепить, переливать воду, перебирать, пересыпать горох, фасоль, крупу, играть на барабане или игрушечном пианино.

ИГРЫ-ЗАПОМИНАЛКИ Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, ели на обед, с какими игрушками играли. Учите стишки, разгадывайте загадки, находите отличия на двух похожих картинках. Побольше читайте, объясняя смысл незнакомых слов. А после прочтения не забывайте спросить, кто из героев что делал, как они выглядели, чем все закончилось и т. д.

■ “Что пропало?” Положите на стол три игрушки. Пусть ребенок посмотрит на них, а затем отвернется. Вы убираете одну, а малыш поворачивается и говорит, что пропало. Более сложный вариант — не убирать игрушки, а менять их местами. Задача ребенка — вспомнить, в каком порядке они лежали изначально.

■ “Найди меня!” Склейте несколько спичечных коробков. В один на глазах у ребенка положите бусину или пуговицу, со словами “абра-кадабра” накройте ящичек на несколько секунд салфеткой, а затем попросите отыскать спрятанный предмет.

■ “Вспомнить все” Покажите малышу несколько картинок (начинать можно с одной-двух), затем уберите их и попросите сказать, что было нарисовано.



Мы не просто учим ребенка запоминать — мы развиваем его внимание, мышление, творческие способности, интеллект.

3-6 лет

Больше никогда память не будет развиваться так интенсивно. Ребенок 3—6 лет впитывает информацию, как губка. Именно в этом возрасте рекомендуют начинать изучение иностранного языка. Малыш уже сознательно ставит перед собой цель запомнить что-то — например, выучить стих к утреннику. Но как это сделать, он пока не знает. “Повторяй за мной”, “Давай прочитаем еще раз” — это поможет ему.

ИГРЫ-ЗАПОМИНАЛКИ Разговаривайте с малышом и развивайте его тактильную память, пусть запоминает ощущения от прикосновения к различным предметам.

■ “Узнай меня!” Завяжите ребенку глаза и поочередно кладите ему в руку разные предметы. Пусть сам догадается, что это за вещь. После того как будут обследованы 3—5 предметов, попросите назвать их в том порядке, в каком он их трогал.

■ “Волшебные слова” Придумайте 10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например, лес — елка, тело — рука, апельсин — лимон и т. д. Повторите слова 3—4 раза, интонационно выделяя пары. Затем назовите малышу первые слова пар, вторые он должен вспомнить.

■ “Магазин” Вы “отправляете” малыша в магазин, чтобы купить картошку, молоко, хлеб (5-10 наименований). Потом нужно превратиться в продавца. Чем больше он вспомнит слов, тем лучше.

10% наших ранних воспоминаний приходятся на первые два года жизни. И 75% — на 3-4 года, это время главных открытий.

Читайте также: Напрасные слова. Чего лучше не говорить детям?


6-9 лет

Младшая школа — первое серьезное испытание для памяти. Избегайте замечаний вроде: “Почему ты ничего не помнишь? Тебе же в школе объясняли!” Лучше повторить материал еще раз.

ИГРЫ-ЗАПОМИНАЛКИ Разучивайте с ребенком скороговорки: они тренируют память и развивают дикцию.

■ Цифровая путаница В произвольном порядке напишите несколько цифр — например, 1, 5, 7, 2, 4, 8. Попросите ребенка их запомнить, а затем закройте числа. Задача школьника — не просто назвать их в правильном порядке, но и ответить на вопросы. Например, какая цифра находится справа от двойки, сколько получится, если сложить первые две цифры?

■ Какой, какая, какое? Напишите несколько слов, которые часто используются в обиходе (“каша”, “щетка”, “портфель” и т. д.), и попросите ребенка придумать для каждого определение (“каша вкусная”, “щетка жесткая” и т. д.). Затем выпишите определения на бумаге и проверьте, сможет ли ребенок, не подсматривая, написать рядом исходные слова.

■ Фото на память Попросите ребенка заглянуть в шкаф и “сфотографировать” предметы, которые находятся на одной из полок. А затем пусть закроет глаза и перечислит все, что удалось запомнить.

■ Бездонный мешок Чем больше игроков, тем лучше. Взрослый начинает: “Я положил в мешок яблоки”. Один из игроков повторяет сказанное и добавляет что-то свое: “Я положил в мешок яблоки. И груши”. Следующий повторяет фразу целиком и тоже добавляет что-то от себя и т.
д., пока кто-то при перечислении содержимого мешка не допустит ошибку.

■ Переодевалки В эту игру лучше играть втроем, а то и впятером. Надо запомнить облик ведущего. Затем он выходит за дверь и, например, расстегивает верхнюю пуговицу на рубашке или надевает пояс. Задача игроков — сказать, что изменилось.

Читайте также: Советы диетолога: здоровое питание для школьников


9-12 лет

Активно развивается логическая память, а механическая, напротив, угасает. То есть ребенок более осмысленно подходит к изучению материала, но становится сложнее запомнить вещи, которые нужно просто запомнить.

ТРЕНИРОВКИ ПО-ВЗРОСЛОМУ Можно превратить в игру запоминание длинных списков слов, букв, цифр. Для этого научите ребенка искать ключевые слова, символы, понятия и привязывать к ним остальные. (Например: пальто, шуба, шорты, платье, одежда; ключевым будет “одежда”. Сначала верхняя — пальто, шуба, потом — остальное). Важно показать, что систематизировать (а значит, запомнить) можно все.

Чудной рассказ Назовите не связанные между собой слова (крокодил, лента, поляна, рубашка и т. п.), их надо объединить в рассказ и живо его вообразить. Ребенок изумится: благодаря необычным событиям рассказа, он сможет воспроизвести любое количество слов (10, 20, 50...).

Сложнее не придумаешь Напишите несколько длинных слов (пульверизатор, демобилизация и т. п.). Пусть ребенок прочитает их, повторит, не подглядывая, и напишет сам.

Ассоциации Называйте слова и попросите ответить на каждое — своим, первым пришедшим в голову. А затем вспомнить слова, которые вы называли.

Лучшая пища для памяти — каши, орехи, бобовые, жирная рыба, растительное масло, печенка, молочные продукты.

Читайте также: Мечты сбываются или чем хороша цирковая акробатика

 
Елена Ширяева "Добрые советы", январь 2014
Хотите оставить отзыв о Студии?